История меховой одежды берет свое начало еще в пещерах первобытных людей. Собственно говоря, любая одежда людей Древнего мира - это меха. Шкуры животных, надетые на нежную человеческую кожу, защищали ее от холода, порезов, укусов.
В Древнем Риме легионеры-знаменосцы использовали шкуры львов и медведей для украшения своих шлемов. Вряд ли это делалось для защиты от холода - скорее, это причиняло воинам дополнительные неудобства в тяжелых переходах. Но чего не сделаешь ради обретения поистине божественной храбрости и силы?
О том же, видимо, мечтали и завоеванные римлянами варварские народы - кельты, галлы и германцы. Но в отличие от обитателей Апеннинского полуострова, жители Средней и Северной Европы облачались в меха с чисто практической целью - уберечь свою бренную плоть от холодов. Причем они не просто набрасывали шкуры на голову или плечи - они уже кроили и шили из них одежду. Носили эту одежду мехом наружу, а большинство фасонов напоминало практичную греческую тунику. В принципе эта одежда уже могла называться предшественницей привычных нам шуб.
Ко времени расцвета империи Чингизхана (XIII век) появился практически полный аналог современной шубы мехом наружу. Он пришелся весьма кстати в суровом климате монгольских степей с их сильными зимними ветрами. Монгольский малахай был удобен и функционален - отвороты защищали от ветра шею сурового воина; при сильных морозах монголы надевали одну шубу мехом внутрь, другую сверху, уже мехом наружу.
А сами шубы - заслуга, как это ни странно, арабских модельеров VIII-IX веков. Из русского сырья (которое поставлял знаменитый торговый путь "из варяг в греки"), мастера Востока начали обшивать соболями и куницами борта длинных кафтанов, придавая одежде знатного вельможи или купца дополнительную роскошь. И вот что интересно, такая одежда называлась у подданных Багдада "джубба". На русский манер это слово стало звучать более привычно для нашего уха - шуба.
Слово "шуба" появилось в русском языке со второй половины XIV века. Однако меховая одежда на Руси была распространена задолго до появления заимствованного названия. А словом "шуба" называли - вплоть до конца XIX века - только особый фасон мехового пальто, крытого сверху тканью. Знатный боярин, царь или вельможа могли позволить себе бархат, и парчу, люди меньшего звания и достатка крыли шубы просто окрашенной тканью.
Выворачивать мех шубы наружу могли только во время выполнения магических обрядов. А вот во время свадебного обряда шубы служили непременным атрибутом действа. Шуба была знаком принадлежности к высшему сословию ("Царь жалует тебе шубу со своего плеча"), служила парадной одеждой. Естественно, боярская или царская шуба обязательно была сшита из драгоценных соболей. Остальные довольствовались белкой, зайцем, а то и вовсе овчиной. Очень часто шили "шубы на бобрах". Этот мех также ценился достаточно высоко, особенную ценность представляли шкурки камчатского бобра (с проседью). А вот речной бобр из Польши стоил дешевле.
Материал для шуб был многообразен - чернобурки и рыжие лисы, белки, куницы, хорьки, еноты, каракуль различных цветов, драгоценные баргузинские соболя (с побережья Байкала). Что характерно, на Руси очень долгое время не было медвежьих шуб - видимо, тотемным животным Руси все-таки являлся медведь, а не двуглавый орел... Однако с появлением в России "барства" и развитием у помещиков привычки охотиться (в XVIII веке) появляются и медвежьи, и волчьи шубы.
В XIX веке шубы стали шить и носить мехом наружу. Постепенно к концу XIX века выходят из употребления и мужские, и женские крытые тканью шубы. Шубами стали называть тяжелые, очень длинные и широкие пальто на вате с меховым воротником. Обычно их носили нараспашку, поскольку технология изготовления прорезных петель тогда не была известна.
Наряду с шубами на Руси всегда существовали тулупы - судя по названию, также придуманные тюркскими народностями. Это была просторная, достаточно длинная одежда вроде домашнего теплого халата, причем сделан он мог быть из любого доступного владельцу меха - например, заячий тулуп, козий тулуп. Тулуп выглядел как меховое пальто мехом внутрь, с большим меховым же воротником. Но в отличие от шубы, тулупы не покрывали тканью, и для пошива обычно использовали овчину.
Если в допетровскую эпоху в городах зажиточные люди крыли любую меховую одежду различными тканями - сукном, шелком, парчой, а то и расшивали камнями и металлическими бляхами, то простые люди, которые носили меховую одежду только в холодное время года, предпочитали "непокрытую" овчину.
Кстати, состоятельные граждане парились в мехах даже летом. К этому их обязывало имущественное и социальное положение. Простой же крестьянский тулуп даже окрашивали редко, поэтому чаще всего он имел натуральный цвет (в основном различных оттенков желтого). Если овчину красили, то преимущественно в коричневый, черный или синий цвет. В XX веке "тулупом" стали называть уже меховую приталенную одежду (в отличие от просторного неотрезного по талии прежнего тулупа); длина его заметно уменьшилась и стала достигать всего лишь колен.
Таким образом, можно сказать, что предшественником современных элегантных дубленок являлся тот самый "ямщицкий тулуп", в котором спасались от холода работный люд и деревенские жители.
Но вернемся к краткому историческому экскурсу. Еще в Древней Руси меха были важным звеном товарно-обменного цикла и хозяйственной деятельности. В IX-X веках меха в основном использовались для изготовления одежды. Однако уже тогда меха служили и так называемой "урочиной", то есть установленной формой собирания дани. В "Повести временных лет" сказано, что в IX веке хазары (они же семиты, они же современные израильтяне) "брали с полян и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке с дыма (с двора)". Не отставал от богоизбранного народа и "Вещий" Олег - когда в 883 г. он завоевал племена древлян, он возложил на них дань по "чорной куне", то есть кунице.
В X-XI веках меха постепенно становятся важным товаром, причем как на внутреннем рынке (на "торгах" и "торговищах"), так и в международных торговых отношениях. Меха вывозили в соседние страны торговые специалисты - купцы, или так называемые "гости". Но торговым промыслом не брезговали и знатные бояре и даже сами князья. Одним из важнейших рынков сбыта пушнины считался Царьград (Константинополь),ныне город Стамбул.